Клубок запутанностей: о факультетах и направлениях в СПбГУ

Сейчас во всю идут дни открытых дверей разнообразных вузов, и Санкт-Петербургский государственный университет – не исключение. В ажиотажной гонке за абитуриентами преподаватели и руководители университета рассказывают об учёбе и о процессах обучения, но формальные тонкости не всегда постигаются не только абитуриентами, но и студентами. Чем отличается институт от факультета? Что такое направление обучения? Почему привычные многим факультеты на самом деле вовсе не факультеты?

Нет, не правда. В состав Университета на текущий момент входят 18 факультетов (пять институтов и одна гимназия). Полный перечь всех учебно-научных подразделений СПбГУ можно найти на это на этой странице.

Так говорить, конечно, можно, но это будет не вполне корректно.
Согласно ст.10 ФЗ №273 “Об образовании в РФ” система образования у нас в стране включает в себя:
“1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) …”
Факультет – это структурное подразделение образовательной организации,  обеспечивающее осуществление образовательной деятельности (если по-простому – коллектив преподавателей). Сам по себе факультет не является организацией, осуществляющей образовательную деятельность, хотя бы потому, что он не является ни некоммерческой организацией, ни юридическим лицом, ни даже индивидуальным предпринимателем и не имеет необходимых лицензий на осуществление образовательной деятельности.Вы спросите, так где же мы всё-таки учимся? А я отвечу: “Мы учимся в СПбГУ”. Или ещё конкретнее: “Мы осваиваем какую-либо образовательную программу в СПбГУ”. В ответе на подобный вопрос в Виртуальной приёмной СПбГУ есть ещё несколько аргументов на этот счёт. Ознакомьтесь. Кстати, вопрос на самостоятельные размышления, верно ли говорить, как предлагается в этом ответе, что студенты учатся на образовательных программах?

Точных причин уже, наверное, никто не установит. Но некоторые соображения на этот счёт есть. Например, следующее. Единый бренд “СПбГУ” легче продвигать, чем 28 разных мини-брендов (матмех, пм-пу, физфак, филфак и пр.).
Существенным образом, конечно, повлияли на этот вопрос и внутренние реформы в Университете, которые характеризуются одним словосочетанием “Единый университет”. Подробнее об основных этапах на пути к единому университету можно прочитать здесь.
Кстати, данные реформы породили ещё одного неведомого зверя – направления обучения (иногда просто направления). Вы точно слышали о них: “Процессы управления”, “Физика”, “Экономика” и другие. Не перепутайте их с направлениями подготовки (специальностями).
Направления обучения – это выдумка СПбГУ. Мне неизвестно какого-либо документа, утверждающего исчерпывающий перечень этих направлений. Из материала про единый университет можно заключить, что это пережиток недавнего прошлого, который на данный момент проявляется лишь в должностях заместителей начальника управления по работе с молодёжью. Все остальные должности, содержащие перечни направления подготовки, вроде как упразднили.
Из того, каким образом они объединены в отдельные группы (раньше их называли “кустами”), можно заключить, что по сути это всё те же названия факультетов, вид сбоку. Косвенным подтверждением этого факта является то, что большинство административных лиц, поправляя студентов, предлагают им использовать именно эти названия. То есть, вместо оборота “студент факультета ПМ-ПУ”, предлагается оборот “студент СПбГУ по направлению процессы управления”, вместо “студент экономического факультета” использоваться “студент СПбГУ по направлению экономика”.
Как видим, преимуществ от их наличия вроде бы нет, а путаницы они добавляют.

Да, есть. По-моему, одним из таких вопросов является вопрос о структуре  студенческих советов. Понятно, что у коллектива преподавателей, которым является факультет, не может быть своего студенческого совета. Кроме того, согласно закону об образовании, обучающиеся по своей инициативе могут создавать студенческие советы.
Система студенческих советов, как представительных органов всех обучающихся, строится на принципах демократического централизма.  
Очевидно, что если членами Студенческого совета СПбГУ будут являться представители каждой образовательной программы, то собрать такой совет на заседании вряд ли будет возможно. Значит в иерархию необходимо добавить промежуточные звенья, например:
1) Студенческий совет СПбГУ
2) Локальные студенческие советы
3) Первичные студенческие советы, например, студсоветы образовательных программ, курсов, потоков, групп.

И вот тут-то возникают вопросы. Сколько должно быть уровней в данной структуре? По какому принципу должны формироваться уровни структуры? Должны ли они быть привязаны к факультетам/институтам? Что взять за первичные ячейки? А что считать локальным студенческим советом? Эти вопросы, конечно, не самые важные на данный момент, но и они требуют разрешения.
Уже сейчас отсутствие ответов на некоторые из этих вопросов ставит ряд проблем. Например, одним из членов студенческого совета СПбГУ является председатель Клуба иностранных обучающихся. Не имея ничего против иностранных обучающихся, всё-таки волей-неволей задаёшься вопросом: почему председатель КИО является членом студсовета? В чём особенность этой локальной группы обучающихся (иностранцы) перед другими локальными группами Университета, например, инвалидами, спортсменами, верующими, геймерами и др.

Или вот вопрос. Когда-то в СПбГУ существовали факультет географии и геоэкологии и геологический факультет. Потом их объединили в одну общую структуру Институт наук о Земле. Что же делать со студсоветами этих факультетов? Стоит ли их объединить или нет? Ведь на данный момент в Студсовете СПбГУ есть два представителя Института наук о Земле.

Если у вас есть ответы на эти вопросы (вопросы о структуре студенческого самоуправления в СПбГУ) или предложения о том, как её построить наиболее удачным образом, то обязательно  сообщите о них, например, здесь в комментариях или в личных сообщениях группы студенческого совета СПбГУ. Ведь студсовет – это не те 10, 20 или 30 человек, которых мы выбрали. Студсовет – это все мы!

текст: Кирилл Постнов
оформление: Арина Сенаторова

 

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s