Выборы в Санкт-Петербурге: как это было?

Сегодня «Фиеста» сообщила об итогах выборов. «Единороссы» получили преобладающее большинство в муниципалитетах — 959 депутатов. После них идут самовыдвиженцы — 259 депутатов. У «Справедливой России» — 108 мест. Все остальные партии не перешли числа в 90 человек. С другой стороны, число депутатов от «справедливороссов» и «коммунистов» возросло в три раза, по сравнению с годом Олимпийских игр в Сочи. Их могло быть больше, если бы не многочисленные нарушения на выборах. Подробнее об этом можно прочесть в серии интервью с членами УИК. Тем не менее, «Эхо Москвы» пишет, что «единороссы» и так потеряли более 200 мандатов.

«Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества», как говорил классик. Особенно когда ты учишься на факультете политологии. Для тех, кто каким-то образом увернулся от информационного цунами, связанного с избирательной кампанией 2019 года, напомним, что в этом сентябре петербуржцы выбирали депутатов муниципальных советов и, собственно, губернатора Петербурга. Конечно же, такое масштабное событие не могло пройти без любопытных, курьёзных, а иногда и просто откровенно забавных случаев (хотя почему-то в конце всем всё равно грустно). В общем, довольно прелюдий, представляем трагикомедию от известного постановщика. Начнём!

Отсюда

Подготовка к выборам, очевидно, велась задолго до объявления самих выборов. Свидетельством тому служит и отставка Полтавченко параллельно с назначением Беглова и — по непроверенной информации — ряд жёстких внутренних конфликтов внутри районных отделений «Единой России». Противостояние власти самой себе вообще станет фишкой муниципальных выборов этого года. Особенно хорошо это видно на примере Центрального района, где столкнулись интересы районной администрации и районного отделения партии, работающего в определённой связке с такой личностью, как Вадим Войтановский. Как не сложно догадаться, Фонд Войтановского, который активно снабжал агитационными и продовольственными запасами жителей трёх муниципалитетов, работал последние полгода не просто так. А тут ещё и «Центральный район за комфортную среду обитания» пытается выставлять своих кандидатов, и Пивоваровские «демократы», и более-менее серьёзные политические партии стараются урвать свой кусок. Борьба обещала быть жаркой!

Но даже само объявление выборов нельзя назвать спокойным. Удивительным образом некоторые избирательные комиссии муниципальных образований при, скажем помягче, подозрительном потворстве муниципальных администраций пытались спрятать от кандидатов выборы. Проще говоря, объявить выборы как можно менее публично, чтобы ненужные кандидаты не успели подать документы в законный двадцатидневный срок. Вместе с этим, один за другим разгорались скандалы с искусственными очередями в ИКМО и надуманными отказами комиссий в регистрации. В ситуацию с переменным успехом пытались вмешаться и ГИК, и ЦИК, но некоторые комиссии стояли буквально насмерть. Показательна история, когда одного из кандидатов в Петроградском районе потребовал зарегистрировать уже суд, но ИКМО провела голосование и не подчинилась решению суда. Если интересен другой любопытный пример судебных тяжб кандидатов в муниципальные депутаты, то можно взглянуть на муниципальный округ Лиговка-Ямская в Центральном районе. Там, после жалоб в горизбирком, заседания районного суда, апелляции от ИКМО в городской суд, избирательная комиссия всё-таки соизволила зарегистрировать кандидата, но случилось это уже 31 августа! Неделя на избирательную кампанию. Наверное, это соответствует представлениям о равных избирательных правах ответственных лиц.

Параллельно этой муниципальной грязи, которую ГИК старательно называет выборами муниципальных советов внутригородских муниципальных образований, в городе продолжалась гонка за главное кресло Смольного (и нет, это не кресло у 132-й аудитории). Допуск кандидатов до гонки осуществлялся самой властью, отрицать это просто неадекватно. Так, Владимир Бортко заявил, что муниципальных депутатов от «Единой России», подписавшихся за него во время муниципального фильтра, он не знает, а подписи ему просто привезли из Смольного без каких-либо проблем. «Танго не танцуют в одиночку», — так все три оппозиционных кандидата объясняли материализовавшиеся у них подписи. При этом, кандидат от ЛДПР, уже выдвинутый региональной конференцией, предпочёл кресло главы комитета предвыборной кампании. Поскольку этот демарш случился уже после того, как что-то можно было исправить, ЛДПР никого другого выставить на эти выборы уже не смогла.

И вот, троица кандидатов, условно объединённых кличем «За любого кроме Беглова», вела свою кампанию. Шла она относительно неброско, запоминалась лишь тем, что кандидаты периодически появлялись на плакатах, в раздаточных материалах на улице, да митингах объединённой оппозиции. Ведущую скрипку скандалов взял на себя кандидат от власти. То обнаружится, что прямо в здании администрации за него откровенно рисуют подписи, от которых приходится тут же судорожно открещиваться; то сделает очередную оговорку, назвав петербуржцев «активнутыми и противными»; то его предвыборный штаб настолько уже обнаглеет, что привлечёт к агитации даже метрополитен. И всё это под постоянное шипение негативно настроенной части горожан о партийной принадлежности. Наш народ готов терпеть такой напёрсточный обман, который, не моргнув глазом, представил нам на дебатах Беглов, называя себя беспартийным. Но это не значит, что наш народ этот обман любит. Все понимали, что губернатор Петербурга уже выбран и выбран не петербуржцами, а администрацией президента. Возможно, именно это пренебрежительное отношение к мнению жителей города и сделал популярным клич «За любого кроме Беглова». И ситуация медленно, но накалялась. Были живы надежды на второй тур. Но тут снялся Бортко.

В пятницу 31-го августа, за неделю до выборов, этот шаг казался, с одной стороны, понятным, но с другой, абсолютно предательским, с точки зрения людей, которые были готовы за него проголосовать, даже не из соображений мировоззрения, а просто из желания второго тура. После пятничных дебатов победа Беглова в первом туре уже перестала быть вопросом и стала неизбежностью. При всех попытках оставаться хоть сколько-нибудь объективным, Петербургу ничего, кроме сожаления, выразить не остаётся, особенно на фоне бушующих в городе гражданских протестов против нарушений в работе ИКМО, недопуска отдельных кандидатов путём признанного уже даже ЦИК слишком высоким муниципального фильтра на выборах губернатора Санкт-Петербурга и откровенно нечестной избирательной кампании, проводимой ВРИО губернатора. Ради его победы круглосуточно вели фактическую и бесплатную политическую агитацию местные телеканалы. Ради его победы метрополитен заставили принять договор на агитацию, вопреки его собственным правилам. Ради его победы безуспешно подгонялись рамки открытия новых станций метро (и нам остаётся догадываться, как скажется на их качестве этот авральный режим работы; пример со станцией «Беговая» уже есть).

Фото: Светлана Холявчук / ТАСС

Так Петербург подошёл ко дню голосования. Город полнился слухами: «Дана команда затягивать подсчёт. Будут брать измором». И действительно, после относительно спокойного дня голосования (за исключением банальных попыток вбросов), многие комиссии столкнулись с тем, что их заставляют в первую очередь посчитать результаты по губернаторским выборам, отвезти их в ТИКи, и только после этого приступать к подсчёту муниципальных выборов. Возражения о незаконности прерывания процедуры подсчёта зачастую просто не принимались. В части комиссий пошли на компромисс, и результаты по губернаторским выборам отвозил заместитель председателя, в то время как остальная комиссия приступала к подсчёту муниципальных бюллетеней. Где-то ввиду нарушений порядка наблюдателями, не готовых мириться с открытыми фальсификациями, приходилось вызывать силовые структуры, конечно же, для усмирения наблюдателей. И если вы думаете, что всего названного уже вроде как достаточно для победы провластных кандидатов, то вы глубоко заблуждаетесь. В значительном числе округов, где большинство мандатов достались оппозиции, были оперативно назначены пересчёты. Процедура бесконечных пересчётов длилась вплоть до трёх суток. Удивительным образом после очередного такого пересчёта голоса одних кандидатов уменьшались, а других резко возрастали. Опять же, любые протесты о том, что ещё вчера считали бюллетени практически все согнутые, так как несогнутыми их поместить в урну проблематично, а сегодня уже считались ровные, как будто только что отпечатанные, никого не волновали.

Вступление в должность губернатора. Из твиттера СПбИК: запись

Партия власти на выборах в Петербурге стояла насмерть. Были привлечены колоссальные ресурсы для удержания контроля над муниципалитетами. И даже в таких условиях она не смогла достичь своей цели в полной мере. Говорить о победе граждан над узурпацией говорить пока не приходится, но «лёд тронулся». Да, администрация президента выбрала за петербуржцев их губернатора. Да, «Единая Россия» снова протащила своих депутатов. Но активные граждане показали, что мириться со старым порядком они больше не намерены. А мы, со своей стороны, хотим призвать ходить на выборы и не поддерживать подлость равнодушием.

Материал подготовил: Андрей Кошкин.

Оставьте комментарий

Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы